25 марта 2013

Промывка инжектора – когда, зачем и как

Регулярная промывка инжектора – важнейшее условие долголетия двигателя автомобиля. Подробный разговор об этом мы составили со специалистами автосервиса TopGear.

1951 год был ознаменован важным событием в мировом автомобилестроении. Впервые была применена система впрыска топлива. Западногерманская фирма Bosch оснастила двухтактный двигатель автомобиля механической системой непосредственного впрыска бензина. Он был установлен на микролитражном купе 700 Sport фирмы Goliath из Бремена. На сегодняшний день системы распределённого и прямого электронного впрыска практически вытеснили карбюраторы на легковых автомобилях. Автомобили, оснащенные современными системами впрыска топлива, имеют массу преимуществ перед карбюраторными моторами: меньший расход топлива, отсутствие проблем с "холодным" пуском и прогревом двигателя, отсутствие необходимости в регулировке систем подачи топлива и зажигания. Однако все не так гладко….

Каждый автовладелец в процессе эксплуатации автомобиля с инжекторным двигателем рано или поздно сталкивается с необходимостью промывки инжектора. Элементы топливной системы двигателя – форсунки, топливная рампа, регулятор давления, выпускные клапаны – постепенно загрязняются. Этот процесс, по мнению специалистов, неизбежен, вне зависимости от того, какого класса Ваш автомобиль. Подробно о причинах, последствиях этого явления и способах решения данной проблемы рассказали ведущие специалисты автосервиса TopGear.

Какова причина загрязнения инжектора двигателя?

Основная причина нестабильной работы инжекторов двигателей – низкое качество российского бензина. Манера вождения, режим и даже срок эксплуатации автомобиля, по сути, никак не влияет на ресурс работы топливных инжекторов. «Убивает» инжектор наш бензин, который, как известно, оставляет желать лучшего.

Какова физика процесса загрязнения инжектора?

В состав наших бензинов входят всевозможные примеси и присадки, повышающие октановое число: бензол, сера, олефин, вода. Иногда бензин разбавляют и газоконденсатом. Что же происходит в процессе сгорания такой гремучей смеси? В рабочей зоне двигателя присутствует давление 2,5–6 атм. и температура 80–100 °С. Вредные примеси, содержащиеся в бензине, превращаются в лаковые, трудно смываемые смолистые отложения, которые остаются на стенках двигателя, внутри и снаружи инжекторов, в топливных магистралях. На распылителе форсунки отложения накапливаются, как правило, в течение нескольких минут после остановки двигателя, до его охлаждения. Происходит это из-за того, что легкие фракции бензина улетучиваются, а тяжелые образуют слой твердых отложений и закоксовываются. Говоря цифрами, слой отложений толщиной 5 мкм может изменить пропускную способность этого канала форсунки на 25%. Загрязнение распылительных отверстий форсунок ухудшает образование топливовоздушной смеси со всеми вытекающими последствиями. Двигатель начинает «хандрить».

Каковы основные симптомы загрязнения инжектора?

  • теряется мощность;
  • затруднен запуск двигателя, особенно в зимний период;
  • заметно увеличивается расход топлива;
  • на холостом ходу и переходных режимах двигатель работает неустойчиво;
  • ухудшается динамика разгона автомобиля;
  • увеличивается токсичность отработанных газов;
  • при непрогретом двигателе ощущаются «провалы»;
  • появляется детонация.

Какие способы промывки инжекторов существуют?

Для начала рекомендуется сделать компьютерную диагностику двигателя, чтобы выяснить истинные причины его «неудовлетворительного» поведения. Не всегда проблема кроется именно в инжекторе. Диагноз ставится на основании сухих цифр, выдаваемых программой. Опытный специалист правильно расшифрует полученные данные и определит «болезнь».

Для промывки инжектора автомобиля сегодня применяют следующие методы:

  1. Химическая промывка инжектора автомобиля без демонтажа форсунок с двигателя.
  2. Промывка инжектора автомобиля на ультразвуковом стенде с демонтажем форсунок.

Химическая промывка инжектора – это вид чистки, для которой применяются установки, подающие специальный промывочный состав под давлением. Промывочная установка способна обеспечить циркуляцию промывочной жидкости равномерно по всей системе впрыска автомобиля. Поэтому чистка инжектора с использованием этого метода промывает всю систему автомобиля, включая инжектор, регулятор давления топливной системы, топливную рейку, а также другие узлы системы. Главный плюс химической промывки под давлением заключается в том, что такая промывка инжектора не требует демонтировать форсунки, ведь промывочная установка непосредственно подключается к системе впрыска автомобиля. Однако надо иметь ввиду, что после подобной промывки рекомендуется поменять масло в двигателе автомобиля и масляный фильтр, так как сольвент попадает в масляную систему. В принципе, промывку инжектора автомобиля лучше совмещать с плановой заменой масла. Также придется поменять и свечи, они просто не «выживают» в агрессивной химической среде. Имейте ввиду, одна платиновая свеча стоит около 660 рублей!

Однако не всегда применение этого метода приносит желаемый результат.  Существует другой способ – более радикальный. Это – использование ультразвука.

Ультразвуковой метод очистки предполагает демонтаж форсунок, после чего они помещаются в ультразвуковую ванну со специальной суспензией и подвергаются действию ультразвука. Что происходит под воздействием ультразвуковых колебаний? Частички жидкости каждую секунду совершают возвратно-поступательное движение с частотой генератора. Рабочая жидкость как бы «бомбардирует» поверхность очищаемого изделия. ВАЖНО, что полная очистка от загрязнений при помощи ультразвука достигается даже в самых узких углублениях и отверстиях очищаемого изделия. Возможность такой тонкой и детальной промывки форсунок инжекторного двигателя отражается и на цене, в среднем, она выше, нежели химическая. Однако эффективность процедуры значительно выше и позволяет сэкономить на покупке новых запчастей.

Установка для диагностики и промывки инжекторов позволяет провести визуальный контроль факелообразования и распыления топлива инжекторами при работе на различных режимах. Производится имитация различных частот вращения коленвала и нагрузок на двигатель. Установка имеет различные программы работы, как заранее предустановленные, так и задаваемые мастером.

Технические данные говорят сами за себя:

  • Диапазон имитируемых частот вращения коленвала                       600–2 0000 об/мин
  • Диапазон длительности впрыска                                                    1–12 мс
  • Диапазон давлений                                                                        0–10 бар
  • Количество стандартных тестовых программ                                   15

По окончании их производительность проверяют на специальном стенде. Повторим, что данный метод очистки форсунок инжектора является наиболее эффективным. Вспомним, что даже твердые отложения (камни) в почках у человека эффективно дробятся под действием ультразвука.

Ультразвуковая чистка применяется для очистки сильно засоренных форсунок после применения низкокачественного или низкооктанового бензина. В любом случае, если ваш автомобиль проехал существенно более 30 тысяч километров с момента последней чистки или промывки инжектора, стоит применять именно этот способ очистки форсунок.

Несмотря на кажущуюся высокотехнологичность процесса, этот метод имеет ряд  недостатков. Во-первых, требуется частичная разборка двигателя для демонтажа форсунок. Во-вторых, для установки промытых форсунок потребуется заменить комплекты прокладок форсунок. Кроме того, ультразвуковая чистка инжектора является наиболее дорогостоящей. Но при этом Вам не придется тратиться на масло, фильтры и свечи.

Надо заметить, что для недорогих и «пожилых» иномарок, а также отечественных автомобилей иногда экономически целесообразнее не промывка инжектора автомобиля, а установка новых форсунок.

Сколько времени занимает промывка инжектора?

Длительность промывки тем или иным способом примерно 1–1,5 часа. В случае с ультразвуковой процедурой Вы сможете, наблюдая за процессом, своими глазами увидеть, как идет контроль проходимости и формы распыления форсунок.

Как часто следует промывать инжектор?

Обычно при использовании высококачественного европейского бензина проблемы засорения двигателя и инжектора обходят стороной автомобилистов, но, несмотря на этот факт, производители настоятельно рекомендуют менять форсунки после пробега в 120–140 тыс. км. Для нас, учитывая качество отечественного бензина, замена форсунки становится актуальной уже после 15–30 тыс. км. И делать это надо в условиях автосервиса при помощи специального оборудования.

 

Никишин Роман Владимирович, директор автосервиса TopGear: Если хотите, чтобы автомобиль Вас не подводил, ухаживайте за ним! Следить надо не только за топливной системой. Автомобиль требует внимания и заботы. К стоматологу мы ходим регулярно, даже если не болят зубы. В идеале также надо относиться и к машине. Весной и осенью следует проверять общее состояние. Перед зимой рекомендуется проконтролировать работу топливной системы, а по весне посмотреть ходовку. При бережном отношении машина служит дольше и не преподносит неприятных сюрпризов.
Другие материалы о компании TopGear, автосервис:
Страница компании на этом сайте