Чип-тюнинг – меняем характер автомобиля
Вы обращали внимание на то, как относятся многие водители к своей машине? Она становится верным другом, незаменимым помощником и соратником. О ней заботятся, как о полноправном члене семьи. Ее любят и невольно одухотворяют, называя железным конем. И когда автомобиль прочно занимает свое место в нашей жизни и выполняет положенную ему работу, возникает вопрос, а все ли в нем нас устраивает? И есть ли возможность сделать так, чтобы машина могла полностью раскрыть свой конструктивный потенциал? Есть! Сегодня можно изменить характеристики двигателя, повысить мощность, крутящий момент и скорость, улучшить приемистость машины и снизить топливный аппетит. И всего этого можно достичь без механических переделок вроде увеличения хода поршня, расточки цилиндров и т. д. Изменить нрав и поведение авто способен чип-тюнинг. Он выполняется на автомобилях, оборудованных блоком электронного управления двигателем, так называемым ECU (Engine Control Unit). Именно он и подлежит перепрограммированию, в результате которого открываются скрытые резервы машины и появляются новые показатели.
Одной из самых авторитетных компаний в этой сфере деятельности в Новосибирске является лаборатория чип-тюнинга Мультидиагностика. Интересный, конструктивный и полезный разговор состоялся у нас с профессионалами этого чип-центра.
Что включает в себя понятие ЧИП-ТЮНИНГ?
Чип-тюнинг это изменение программы, управляющей двигателем и трансмиссией автомобиля. Правильнее говорить – ремапинг, то есть изменение значений карт, по которым контроллер и рассчитывает, как и что делать с двигателем и трансмиссией. Понятие “чип-тюнинг”, как правило, относится к применению на конкретном автомобиле уже готового варианта управляющей программы. Результат такого тюнинга далек от максимально возможного. А если делать все по науке, то в каждом конкретном случае требуется индивидуальная настройка каждого конкретного автомобиля –custom tune. Что дает подобный подход? Во-первых, возможность усовершенствовать автомобиль по индивидуальным требованиям его владельца. Во-вторых, гарантию максимального результата, так как базовая, уже доработанная программа настраивается на конкретный мотор, конкретное топливо, и обеспечиваются именно те нюансы, которые заказывал владелец авто.
С какими целями автовладельцы прибегают к чип-тюнингу?
Основных целей на практике три. Первая – устранение заданной “экологии” в программах, особенно когда автомобиль предназначен для иного рынка сбыта и иных экологических требований и условий эксплуатации, нежели существующие в нашей стране. Вторая – увеличение мощности, повышение динамики разгона и максимальной скорости. И третья – улучшение топливной экономичности. О последней следует сказать отдельно. Цены на бензин и прочее топливо, мягко говоря, не радуют. И уменьшить аппетит автомобиля в этом отношении – разумное желание рачительных автомобилистов. Частично это удается сделать, модернизируя экологические программные установки, и увеличивая мощностные характеристики авто. Но для достижения максимального результата необходимо создать конкретную программу, направленную именно на оптимизацию КПД двигателя и трансмиссии.
Опасны ли изменения, происходящие с автомобилем в результате чип-тюнинга?
Безусловно, есть и опасные моменты. Все зависит от того, насколько качественно выполнена тюнинговая программа, а, следовательно, от уровня знаний, опыта и профессиональных навыков специалистов, выполняющих эту тонкую работу. Также качество выходного продукта впрямую зависит от качества применяемых для редактирования прошивки программ. Говоря специальными терминами, калибровки современного контроллера насчитывают до 1500 и более карт. Все их полностью видит и может править только калибровщик на заводе-изготовителе. Ну а редакторы, применяемые чип-настройщиками, – это так называемые aftermarket-продукты. Иногда они могут дать возможность настройщику видеть и править, например, половину карт. В таких случаях при наличии определенного багажа знаний опытный специалист обеспечит качественный результат на выходе. А если редакторы видят 10–20 карт из 1500 ( и такое бывает), то даже при наличии у настройщика семи пядей во лбу невозможно качественно и профессионально решить задачу.
Также качественный результат на выходе, при котором можно гарантировать, что никаких отрицательных последствий для автомобиля не наступит, требует детальной проверки работы настраиваемого агрегата с измененной программой. Это производится при помощи специальных сканеров и прочего оборудования непосредственно в движении автомобиля.
Процесс очень не быстрый, но так и только так добиваются правильной работы без негативных последствий.Надо учитывать и то, что двух абсолютно одинаковых моторов и трансмиссий не существует – каждый агрегат имеет свои индивидуальные особенности. То же самое можно сказать и о качестве топлива в разных точках страны – оно существенно разнится. Поэтому, если например, Вы произвели чип-тюнинг автомобиля в Москве, то это, увы, не означает, что Вашу прошивку можно смело применять во Владивостоке пусть на аналогичной модели автомобиля! Основная опасность в том, что порой те, кто модифицируют программы, никак не связаны с теми, кто их непосредственно применяет. А те, кто применяет, вообще не считают нужным заниматься доводками и проверять параметры работы агрегата с измененной программой. Девиз “тюнигаторов” примерно таков: “Ну едет же лучше – потому плати деньги!”. А как достигается это “лучше” и каковы последствия для агрегата – об этом мало кто задумывается, как впрочем, и сами владельцы автомобилей.
Еще один важный момент – двигатель и трансмиссия в автомобиле на сегодняшний день имеют настолько тесную связь, что попытки перенастроить мотор без соответствующих настроек трансмиссии и наоборот приводят к печальному результату. Одно лечим, другое калечим – и порою вместо ожидаемых улучшений можно наблюдать явное ухудшение работы настраиваемого агрегата.
Каковы очевидные плюсы и минусы чип-вмешательства?
К плюсам относятся: увеличение мощности, улучшение динамики, уменьшение расхода топлива и получение тех показателей и характеристик, которые запрашивал клиент.
Минус – это лишение гарантии на двигатель и трансмиссию у автомобилей, стоящих на гарантии производителя. Это имеет отношение не ко всем маркам и автомобилям. Существует множество автомобилей, где определить, выполнялась ли перенастройка компьютеров, нельзя. Но есть и такие, где производителем применены специальные средства, и где при возникновении гарантийного случая определение, было ли вмешательство в штатные программы (даже если в дилерский сервис автомобиль приезжает, предварительно сменив программу на заводскую), не составляет труда.
Какие специалисты выполняют чип-операции?
Как правило, это специалисты с высшим техническим образованием и опытом работы по настройке автомобилей не менее 10–15 лет. Специалист по настройке, безусловно, должен обладать глубочайшими знаниями о работе мотора, трансмиссии и т.д. Необходимо глубоко понимать физику происходящих в агрегатах процессов.
Какое оборудование необходимо для чип-тюнинга?
Оборудование, применяемое для проведения подобных работ, узко специальное. Это специализированные инженерные сканеры. Не путать с теми, что применяют диагносты и дилеры конкретных марок! Также в обязательном порядке применяется оборудование для измерения состава смеси и температуры: пирометры, лямбда-измерители и другие приборы. Очень желателен стенд для измерения выходной мощности и момента мотора.
Как оценить качество чип-тюнинга?
Качество определяется специалистом, который непосредственно занимался чип-тюнингом данного автомобиля по полученным новым совокупным показателям. И, конечно, самим автовладельцем, который садясь за руль, реально ощущает перемены в характере и поведении своего железного друга.
Каковы гарантии полученных результатов?
Гарантия на полученные результаты пожизненная. Автовладелец должен получить то, что хотел, и при качественно выполненной работе новые настройки будут сохраняться при наличии технической исправности автомобиля. Если клиент не удовлетворен, автомобиль просто возвращают к заводским настройкам.
В каких случаях не следует делать чип-тюнинг?
Чип-тюнинг не производится в случае обнаружения в автомобиле дефектов, связанных с агрегатом, который собираются подвергать настройке. Все дефекты необходимо устранить и лишь после этого приступать к работе.
Какова цена вопроса?
Цена зависит от сложности поставленной задачи. Например, небольшое вмешательство, как ликвидация кодов ошибки на неисправный катализатор стоит около 1 000 рублей. А настройка специального гоночного двигателя до 3 000–5 000 $. В среднем цена качественной индивидуальной настройки автомобиля лежит в пределах 20–40 тысяч рублей.
Страница компании на этом сайте