Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка счастливым, успешным и состоявшимся. Что, когда и как нужно давать детям, чтобы сформировать гармоничные и целостные личности? Как научить ребенка быть с Миром на «ты» и следовать своему истинному пути? На эти и другие волнующие родителей вопросы отвечают педагоги и психологи всего мира, предлагая различные методики и приемы воспитания. Среди них особое место занимает знаменитый итальянский педагог, врач и психолог Мария Монтессори.
Созданная ею система, несмотря на свой почтенный возраст, а существует она более 100 лет, не потеряла актуальности и, сохраняя авторскую основу, прекрасно адаптируется ко «всем временам и народам». Эта педагогическая система необыкновенно популярна в США, Германии, Голландии, Японии, Индии, а теперь и в России. И в столице Сибири есть немало ее последователей и преемников. Одним из самых старейших и крупных детских центров, работающих на основе педагогической системы Монтессори, является Монтессори Центр раннего развития под руководством Наталии Борисовны Бобровой.
«Чтобы воспитывать ребенка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу». Эти удивительные слова принадлежат Марии Монтессори. Итак, дать свободу – наблюдать – знать – воспитывать. Эта простая схема таит в себе глубокую мудрость.
Важно дать ребенку возможность проживать собственную жизнь согласно своей индивидуальной природе, двигаться в выбранном им, а не нами направлении, набивать собственные шишки, обретая драгоценный личный опыт, и по-своему открывать этот МИР. Взрослым же следует лишь организовать среду, в которой ребенок мог бы максимально проявиться и раскрыть свой потенциал.
И такая среда с огромной любовью и вдумчиво создана в Монтессори Центре раннего развития ребенка. Этот солнечный и уютный центр – прекрасно обустроенное комфортное пространство, в котором дети могут удовлетворить свои потребности и заниматься тем, к чему их действительно тянет в данный момент времени. Их принимают здесь такими, какие они есть, уважая индивидуальность каждого ребенка. Здесь царят внимание, искренняя забота и уважение к малышам.
«Мы поднимаемся до ребенка», – говорит Наталья Борисовна Боброва. Удивительные слова, не правда ли? Результаты этого «подъема» поразительны. Здесь все слышат друг друга и говорят на одном языке: дети, педагоги, психологи, родители. Эта целостность имеет волшебную силу. Воспитание превращается в увлекательный, органичный процесс развития и совершенствования детей и взрослых. Тройственный союз – ДЕТИ–ПЕДАГОГИ–РОДИТЕЛИ вот уже 14 лет доказывает свою состоятельность. Воспитанники Монтессори Центра уже в юном возрасте самостоятельны, внутренне организованны, коммуникабельны и умеют отстаивать свои интересы. Это свободные личности, которые открыты к Миру и имеют свои взгляды на жизнь. Им присуще уважение к себе и окружающим. Не потому ли родители безоговорочно вверяют педагогам этого центра второго и третьего ребенка?
Весь коллектив центра работает на одном дыхании. Здесь нет чужих детей и чужих проблем… Все СВОЕ… Испытательный срок для педагогов, которые хотят работать в центре, – 1 год! Остаются лишь те, кто до конца привержен системе Монтессори, достаточно зрел душой и умом и по-настоящему любит детей.
Для Натальи Борисовны Бобровой этот центр – дело всей жизни. На алтарь положены обширные знания, опыт и творческие изыскания. Она – Душа этого центра и нерв, пульсирующий одновременно во всех четырех филиалах. Работа сформированной ею команды профессионалов вызывает уважение и высоко ценится родителями.
Мы предоставили им возможность высказаться.
Каждый родитель сталкивается в какой-то момент с тем, что пытается найти самый лучший садик или школу для своего ребенка, где ему будет комфортно, интересно, где он будет получать необходимые знания и будет счастлив. Я тоже искала и ходила в разные места… важно было понять – ТО это место или нет…, пока, наконец, не попала в центр Монтессори под руководством Натальи Борисовны Бобровой. Первые годы на занятиях в группе «Мать и дитя» я училась помогать своему ребенку так, чтобы не мешать ему раскрываться и самостоятельно все постигать. Говоря словами Натальи Борисовны: «Господи, помоги мне сделать это самому». По сути, ты учишься быть лучшим родителем, и каждое занятие приносило мне новые знания. Затем я стала видеть, как работает команда. Когда возникает какая-либо проблема с ребенком, включаются абсолютно все! Весь центр – педагог, психолог, директор – объединяются с родителями. Очень тщательно рассматривается ситуация и совместными усилиями находится верное решение. У Натальи Борисовны есть дар – она умеет находить людей, знающих, как работать с детьми и способных работать в команде. Вообще в коллективе центра все сотрудники гармонично дополняют друг друга, образуя единое целое.Сейчас, глядя на своих повзрослевших детей, выпускников центра Монтессори, которые учатся в разных местах, я вижу, как не хватает учебным заведениям тех идей и подходов. Большое значение здесь имеет не только получение конкретных знаний, но и воспитание характера, и развитие личности. В этом центре воспитываются и вырастают люди, открытые ко всему МИРУ. Дети учатся уважать себя и окружающих, осознавая ЕДИНСТВО МИРА. В нашем постсоветском пространстве часто воспринимают родителей как мешающий элемент. Когда они хотят вникнуть и включиться в процесс, их попросту отодвигают. Одна из причин успеха Монтессори, на мой взгляд, – это участие в процессе воспитания и развития трех составляющих – учитель, ученик и родитель. Все они тесно взаимодействуют, и существует постоянная обратная связь. Важна именно эта целостность. Вообще, как я говорю, это не для ленивых мамочек, которые скинули ребенка на целый день и не о чем не беспокоятся. Здесь ты всегда находишься в процессе, и приходится прикладывать немало усилий да тратить немало времени. Уникальность данной методики заключается еще и том, что она подходит для детей разных темпераментов и природных особенностей. Мой младший ребенок в отличие от старшего очень стеснителен и медлителен. И я видела, как много детей такого склада было просто задавлено системой обычной подготовки в садиках и особенно в школах. Причина этого кроется, прежде всего, в отсутствии индивидуального подхода педагога к ребенку. Также очень важно, что в этом центре дети получают сильнейшую базу английского языка. Даже если у ребенка нет ярко выраженных способностей к изучению языков, он будет свободно говорить и общаться на английском, уверенней и гораздо лучше, чем его сверстники, которые посещают дополнительные занятия по английскому языку где-то в других местах. Вообще, надо сказать, что педагоги этого центра обогащают методику Монтессори своими находками и идеями. Наталья Борисовна очень требовательный руководитель, но внутри четко установленных ею рамок есть возможность творить и реализовать индивидуальность каждого педагога. Мои дети до сих пор обожают центр Монтессори. Они с радостью приходят туда, продолжая заниматься английским языком. И все выпускники поддерживают между собой теплые отношения. Когда я вижу, что друзья или знакомые стоят перед выбором развивающего центра для своих детей, я настоятельно рекомендую именно этот центр Монтессори.
Светлана Тара–Браун
Наталья Борисовна Боброва, директор Монтессори Центра раннего развития ребенка:
Путь выбирается интуитивно. Я знала, что буду это делать. Должна это делать. И деньги – не главное. Они придут… Есть много примеров, когда детские центры открываются не по велению души, а из коммерческих соображений…Они быстро закрываются… Заниматься воспитанием детей, держа в голове деньги нельзя.
В нашем центре нет текучки, как таковой. Педагоги уходят только в декрет…Случайных людей здесь, и быть не может. Наши педагоги должны уметь становиться детьми и понимать, что РЕБЕНОК ВЫШЕ ВСЯКОЙ СИСТЕМЫ.
И из родителей остаются только те, кто полностью доверяет нам и готовы сами расти и меняться. Эта система требует от мам и пап определенного уровня развития и широты взглядов.
Система Монтессори дает возможность каждому ребенку жить своим ритмом и идти своим путем. Мы не растим непременно гениев, но свой потенциал дети реализуют максимально. Они попадают в благоприятную атмосферу, где их не заставляют делать что-то им несвойственное. Дети должны реализовать сокрытую от глаз и ума взрослых индивидуальную программу. А мы стремимся помочь им сделать это самим.